«офицеры покидают фскн без сожаления, с чувством неприятного осадка. История фскн: как наркоконтроль превратился в наркокартель Упразднение фскн в году

На днях произошла очередная реформа в правоохранительной системе. Упразднена Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, а ее функции со штатной численностью переданы в МВД РФ. Об этом говорили давно, можно сказать, с первых дней, но в последние годы особенно активно. Несмотря на мотивацию – сокращение расходов, у этой истории есть своя весьма печальная интрига. Но для начала немного истории.

В 2003 году система правоохранительных органов пополнилась новым и, судя по заявленным задачам, весьма влиятельным партнером. Был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГНК, впоследствии Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков – ФСКН). Новый орган, по замыслу президента, был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. В первую очередь - за счет снижения спроса. В России было декриминализовано само потребление наркотиков, перевод потребителей из зоны уголовной в зону административной ответственности, а по большому счету, в гуманитарную: использование ресурсов гражданских ведомств гражданского общества. Удивительно и интересно было все делать с нуля! Не было ничего, кроме тысяч растерянных налоговых полицейских (оставят или выгонят?), «убитых» зданий и сооружений, гор автохлама и старой техники. Не было нормативной базы, приказов, инструкций, элементарных актов для организации работы.

Но самое главное – не было опыта в этой сфере!

Формирование шло трудно. Люди не верили в перспективы службы. А потому, как всегда в трудных ситуациях, сделали опору на офицеров госбезопасности. Как говорили в наше время, «партия скажет «надо» – ежа проглотишь». Во многих управлениях должности начальников и руководителей служб заняли выходцы с Лубянки. Многие пришли со своими наработками. Как удалось первому председателю Виктору Черкесову создать коллектив единомышленников, сегодня понять невозможно. Но, проработав в первом круге ФСБ, МВД, могу сказать: это был первый случай гармоничного формирования этого «первого круга», где не было склок, недопонимания, зависти и дружбы против кого-то. Не было той банки с пауками, которая стала нормой для многих ведомств.

Новый орган был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. Фото fsknmsk.ru

Создавать ведомство на базе ликвидированного – это как чистить авгиевы конюшни… Шла активная ротация, набор после тщательной проверки. Более 2,5 тыс. кандидатов на службу как из бывшей налоговой, так и из милиции были отведены по разным мотивам.

И тем не менее 1 июня служба «встала на рельсы». В первый полный год – 2004-й – было изъято из оборота 129 тонн наркотиков, 109 из которых изъяла служба. Руководители не вылезали из командировок. Как говорится, все приходилось делать «ножками». А как иначе? Надо было знакомиться с людьми, встречаться с руководством субъектов. Разъяснять, убеждать даже в том, в чем еще сами были уверены не до конца. Шли путем проб и ошибок. Иногда роковых. Но шли.

В течение года были во многом разрушены коррупционные связи правоохранителей с наркомафией. Только за тот же 2004 год было привлечено к уголовной ответственности более 1500 сотрудников разных ведомств. У мафии стала исчезать крыша…

В 2005 году было изъято уже более 139 тонн наркотиков.

Были запущены перспективные проекты в сфере первичной профилактики. Проект по гармоничному воспитанию детей и подростков, профилактике правонарушений и наркопотребления «Неприкосновенный запас – дети Отчизны» стал всероссийским. Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Были выпущены журнал «Наркомат», подростковый журнал «Антидоза», газета «Зона права»… «Наркомата» вышло 52 номера - при отсутствии бюджетного финансирования!

К 2008 году прирост лиц, стоящих на учете, сократился с 25% в год до 1,5%. В Тольятти сотрудниками Самарского управления было ликвидировано организованное сообщество. 42 бандита, убийцы и наркодельцы, были привлечены к уголовной ответственности. Сроки - от 10 до 20 лет лишения свободы. 42! Дела в суд доставляли на камазе! А в зале специально варили клетку для подсудимых.

Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Фото gnkrb.ru

Создание ГНК было вызвано рядом вполне объективных причин, среди которых резкий рост наркозависимых в России (с 1991 по 2001 год число стоящих на учете с диагнозом «наркомания» возросло в девять раз), наркобизнес стал срастаться с правоохранительной системой, что значительно увеличило обороты продаваемого зелья в стране, расширились возможности транснациональной преступности. Из страны транзита наркотиков Россия стала превращаться в страну потребления. Этому способствовала прозрачность внешних границ, наличие конвертируемой валюты, стремительный заход в Россию новой молодежной субкультуры, в которой в едином пакете сегодня секс, рок, наркотики.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. А по сути, работать по принципу спецслужбы, «от противника». Упреждая, пресекая еще на подходах, а еще лучше – пресекая на стадии замысла. Не контролировать совершение преступления, а не допускать его! Такая задача под силу только серьезной специальной службе, имеющей интеллектуальный потенциал. Мощный оперативный костяк.

Декриминализация хранения для личного употребления малых доз наркотиков еще более усугубила ситуацию. Фактически мелкая розница оказалась вне зоны контроля со стороны правоохранительных органов. Перевод «хранения» в разряд административных правонарушений не изменил, по сути, позицию прокуратуры, которая в ряде субъектов стала требовать по каждому факту административного производства возбуждения уголовного дела «по факту сбыта неустановленным лицом». В подобном «разгоне» статистики не были заинтересованы ни органы внутренних дел, ни органы наркоконтроля.

Несмотря на снижение, на первый взгляд, влияния органов внутренних дел на борьбу с наркопреступностью, доля раскрываемых преступлений органами МВД по-прежнему оставалась достаточно высокой. Это очевидно, потому что по глубине и широте проникновения в уголовно-криминальную среду органам внутренних дел равных нет и не будет. А потому в ряде субъектов России на органы наркоконтроля приходилось всего от 15 до 60% раскрытых преступлений в этой сфере. Даже беглый анализ статистики показывает, что доля участия в борьбе с наркопреступностью органов внутренних дел, располагающих значительными оперативными и человеческими ресурсами, по-прежнему велика. Реальные же ресурсы (даже численные – 30 000 сотрудников ФСКН, из которых не более 15% занимаются непосредственной работой), не говоря об оперативных возможностях у специально уполномоченной службы, сегодня исчерпаны. Мы наблюдаем снижение объемов изъятий основных видов наркотиков (героина в первую очередь), а вал достигается за счет изъятия так называемых спайсов, а попросту - огромных масс сухой травы, опыленной мизерными объемами синтетической дряни. Увеличение изъятия так называемых синтетических наркотиков (в основном сырья для их производства) картину не улучшает, так как в статистике динамика по видам отсутствует. По сути, кратное увеличение достигнуто за счет изъятий курительных смесей и морских солей, где доля собственно наркотика в общем объеме массы ничтожно мала.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. Фото newstes.ru

Меняется структура наркопотребления. Наметилась тенденция ухода героина с рынка. Пока это тенденция. Однако в ближайшее время возможно появление более сильных наркотиков, синтезируемых в домашних условиях. Об этом свидетельствует активизация консультаций пользователей интернета. Запреты, вводимые на отдельные виды препаратов, не решают проблемы, так как не исключены возможности синтезирования зелья из того, что запретить просто невозможно. Запрет – это удел слабого! Тем более, что голь на выдумки хитра.

Введение рецептурного отпуска на кодеиносодержащие лекарственные препараты оживило дискуссию в блогах, где лица даже без среднего образования обсуждают создание аналогичных молекулярных решеток с новыми веществами. Резкое падение спроса на такие препараты ничего не иллюстрирует. Появились тысячи новых веществ, более опасных, чем дезоморфин. А само утверждение, что у нас нет дезоморфиновых наркоманов, нелепо: наркоманы как были, так и остались, сменив свое меню.

Мы живем в параллельных мирах. У правоохранителей на бумаге одно, а у нас на улице – другое! Сегодня общество не интересуют тонны и килограммы изъятых наркотиков, ситуация в Афганистане и Гондурасе, проблемы войск коалиции. Его больше волнуют шприцы на лестничных площадках, около школ и в местах досуга. Граждане не желают нюхать зловоние наркопритонов. Разрыв между интересами ФСКН и общества стал увеличиваться: реакция на заявления либо запоздалая, либо формальная. Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. И это при наличии более серьезных людских затрат, сложностей доведения до суда (если вообще это возможно).

У ФСКН отсутствуют реальная система и возможности работы в группе риска. Это объективно. Как человек, начинавший службу в ведомстве с момента его создания и прослуживший до 2008 года, считаю необходимым подчеркнуть, что формат межведомственного взаимодействия, заявленный в положении о ФСКН, предполагал взаимодействие в сфере профилактики с другими правоохранительными органами. Но эта комплексная система была разрушена, а новые потуги наладить эффективную работу в области профилактики наркопотребления носят исключительно декоративный характер (акции, слеты, конференции без опоры на «землю») при огромном объеме никому не нужных отчетов и справок. В силу этого проводимые мероприятия в сфере профилактики в последние годы напоминают школьные капустники, которые не имеют перспективы и, по сути, являются дежурными, показными акциями.

Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. Фото fskn.lipetsk.ru

Институт участковых уполномоченных, школьных инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних – единственный эффективный инструмент наряду с общественностью для сканирования и управления низовой наркоситуацией. Попытки ФСКН работать с этими категориями сотрудников МВД ни к чему хорошему не привели. Изначально было непонятно, кто ведущий, а кто ведомый. Чьи приоритеты первичны? Да и возможностей у сотрудников ФСКН практически не было, ведь это звено нещадно сокращали. Вал бумаг вместо конкретной работы…

Более того, искусственно нагнетаемый антагонизм между ФСКН и МВД, который мы наблюдали в последнее время, убедил всех, что на поляне должен быть один хозяин. Спартакиады, кто больше изъял, у кого больше дел, ни к чему хорошему не приводят. Из-за этого перетягивания каната усилиями руководства наркополиции она превратилась в самый неавторитетный орган, особенно в субъектах России.

Но самое главное, что с момента смены руководства ФСКН в 2008 году в корне изменилась морально-нравственная обстановка. Руководство превратилось в безапелляционную надстройку, которая избрала единственную тактику: «Вопросы здесь задаю Я». Чванливость и пренебрежение к коллегам «на земле» были доведены до совершенства. Генералы унижались, как прокаженные. Руководителям территориальных органов было запрещено входить в здание центрального аппарата без командировочного удостоверения, хотя многие вопросы ранее решались в период кратковременного пребывания коллег в Москве при отбытии или возвращении из отпуска. Это нормально и естественно. Возобладал принцип «я начальник – ты дурак». Существовала практика, когда начальников вызывали в Москву и держали по нескольку дней в приемной. Эта воспитательная работа привела к тому, что некоторых персонажей ненавидели все, от оперов до генералов. А какая это работа, если начальство не просто не любят, а ненавидят?! Окружение директора всегда вызывало странное ощущение. Ну, как можно было назначать на повышение генерала Аулова Н. Н. из МВД (сейчас находится в розыске Интерпола), если накануне он получил «неполное служебное соответствие» как начальник Управления МВД по Центральному федеральному округу. Как?!

Отношение к заслуженным людям иначе как хамским назвать нельзя. Мои коллеги – заместители директора, генерал-полковники, о своем увольнении узнали из указа, который им принесли в папке в конце рабочего дня. Начальник оперативного управления, также генерал (талантливый опер, прослуживший на этом участке много лет в ФСБ), получил указ в день своего рождения! Ни с кем из упомянутых никаких бесед ранее не было. Все делалось тайно и исподтишка. Аналогично был уволен Герой России, возглавлявший один из департаментов. Пытаясь прояснить ситуацию, генерал зашел в приемную своего куратора, который передал через секретаршу: «Я вас не вызывал!» Аналогичную практику расправ избрали и вновь назначенные руководители на местах. С приходом нового руководителя в областное управление обновлялся почти полностью оперативный состав, а на смену им набирались персоны, лично преданные шефу, которые завершали чистку. На момент ликвидации ФСКН в 16 управлениях более года не назначали начальников!

В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. Фото kommersant.ru

Сегодня ФСКН офицеры покидают без сожаления, с чувством неприятного осадка. Такого мерзкого отношения к людям не было нигде. А покинув ведомство Иванова, они долго корят себя за то, что не сделали это раньше. За то, что последние годы подчинялись пассажирам, неспособным делать ничего руками, а только горлом. И у которых чванство – норма жизни.

При этом большие шишки ведомства были в шоколаде. Щедро раздавались ордена и медали, многомиллионные субсидии. Огромные суммы делились между руководителями департаментов. На одну выделенную субсидию можно было купить несколько квартир в региональных управлениях для оперативного состава.

Какова же была роль главного начальника ведомства? Он занимался «государственной деятельностью». Ему некогда было заниматься самой структурой. Число командировок (и недешевых! Латинская Америка, Европа, Азия и даже ЮАР, все бизнес-классом) за границу кратно превосходит число командировок по стране. Во многих субъектах его просто не видели. А над тем, что слышали из его уст по телевидению, просто сотрудники посмеивались, так как реально падающие результаты он выдавал за победы, не задумываясь, что это полный провал. Достаточно вспомнить его заявление, что за 5 лет число наркопотребителей выросло на 3,5 млн человек! Уже это было приговором ведомству: а зачем его тогда создавали? В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. И каждый раз возникало ощущение обмана, так как даже при ближайшем рассмотрении все они только запутывали ситуацию. Как в отношении наркозависимых, так и в отношении простых потребителей… То 5, то 7, то 18 млн. Со смертями планка была задрана так, что впору кричать караул. В одном из своих выступлений он утверждал, что с 2003-го по 2008 год ежегодно в России погибало по 140 тыс. человек. Цифра безумная, но прозвучав из уст руководителя высокого уровня, она должна была вызывать доверие. Правда, через неделю он скорректировал: «… а в 2014-м сократилось до 90 тысяч!» В связи с этим на память приходят кадры из фильма «Праздник святого Йоргена», где мошенник, якобы исцеленный священником, говорил: «Когда я был маленьким, моя бедная мама уронила меня со второго этажа»; по мере возбуждения, он новым зевакам увеличивал этаж… аж до седьмого.

И этот бред предстает во всей красе, когда мы узнаем, что, по данным ООН, в мире в год умирает около 200 тысяч! Так вот. Как человек, в ФСКН отвечавший за межведомственное взаимодействие, замечу, что никогда эти дикие цифры ни в какой статистике не фигурировали. Более того, шел медленный, но устойчивый курс на снижение до 2008 года. С 12 000 до 8 000 (официально) и с 50 000 до 30 000 неофициально. Даже число вызовов скорой помощи снижалось в несколько раз.

С приходом новой команды ситуация изменилась в худшую сторону. Не понимаю, как это могли не заметить? Еще большие манипуляции связаны с результатами. Для сравнения отмечу только один факт. В 2004 году (первый год работы ФСКН) было изъято 139 тонн наркотиков. В 2015-м - всего 27 тонн. И это выдается за победу. При этом все время подчеркивается особая роль ФСКН. Титанический труд и оперативное мастерство… Хотя в ряде субъектов доля МВД в раскрытии наркопреступлений составляет 80-85%. Да и объемы наркотиков, изымаемых ФСКН, с каждым годом падали. Для чистоты эксперимента с сайта ФСКН была удалена вся статистика до 2008 года, так как результаты предыдущего периода кратно больше, чем ныне.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. Фото fedpress.ru

Я не буду анализировать все аспекты: желающий может их увидеть на сайтах соответствующих ведомств. Достаточно просто взять калькулятор… Хотя будет сложно, потому что нам все время предлагали сравнивать зеленое с соленым. То статистика в тоннах, то в граммах, то в дозах (как это посчитать, если речь идет о разных веществах?), то в долларах, то в рублях. Перечень нелепиц и завиральных идей можно продолжать долго. То предлагалось финансировать строительство птицефабрик в южных странах СНГ, чтобы дехкане не торговали наркотиками, то сеять мак, то разводить коноплю… Бороться с наркотрафиком в Латинской Америке (где мы и где Америка!), обмениваться опытом с Японией, хотя оттуда не было завезено ни одного грамма наркотиков, учить полицию Колумбии и Гондураса… Своих-то толком научить не могли!

Но факт остается фактом. Несмотря на бравурные заявления Иванова, можно заметить, что именно с его приходом система стала медленно сползать в могилу.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Как говорят опера в системе, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. С учетом наличия организованных форм наркобизнеса повысить роль главка по борьбе с наркотиками.

Надо принципиально и кардинально повысить статус Государственного антинаркотического комитета (если он сохранится). Как и в прошлые годы существования Правительственной комиссии, его должен возглавлять один из вице-премьеров, а не руководитель ведомства. Существующий аппарат ГАК должен быть кратно сокращен. По сути, все сотрудники аппарата совещательного органа служат в ФСКН. В каком государстве столь расточительно относятся к специальным офицерским званиям? Его сотрудники давно должны быть переведены в разряд государственных и гражданских служащих. Высвободившийся состав должен быть передан в оперативные подразделения. Однако недавно численность ГАК увеличилась за счет создания новых подразделений! Зная людей, работавших в аппарате, могу сказать одно: не жили, а мучились бумажной волокитой. Многие талантливые опера, волею судьбы оказавшиеся не на своем месте, изнывали от бесцельного, по большому счету, существования. Имитируя «процесс», они гоняли тонны бумаг в низовые подразделения федеральной службы, где исполнители буквально стонали от исполнения никому не нужной работы. Сегодня аппарат состоит в основном из людей в погонах, которые в силу профессиональной деформации не могут в полном объеме решать задачи всех входящих в состав ГАКа ведомств. В аппарате ГАК должны работать представители разных ведомств. К слову, в правительственных комиссиях по противодействию распространению наркотиков в разные годы (одну возглавлял премьер, вторую вице-премьер) функции аппарата выполнял всего один человек.

Всегда, как только начинался разговор о ликвидации ФСКН, Иванов пафосно заявлял, что за этим выступает звериное мурло наркомафии. Сегодня это произнес президент. Интересно, а сейчас Иванов так же считает?

И последнее. Удивительно, но решение о ликвидации ФСКН не вызвало никакой реакции в обществе. И это симптом.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

Александр Михайлов

С июня 2016 г. противостоять обороту наркотиков в стране будет снова МВД, старое ведомство ФСКН, для которого это была профильная работа, ликвидировано.

Ликвидация ФСКН в 2016 году последние новости

Апрель 2016 г. стал датой ликвидации ФСКН, но до начала июня будет продолжаться переходной период, то есть функция по противодействию наркообороту будет выполняться двумя организациями данной и вновь созданным управлением МВД.

Свежие новости, какие-либо комментарии не часто балуют заинтересованных людей, немногословным является и официальный сайт ФСКН. Поступающая информация говорит, что данная служба еще функционирует, несмотря на то, что выполняется проект реорганизации, то есть ее личный состав находятся на рабочих местах и до 20 мая выполнял свои функциональные обязанности в полном объеме, после указанной даты будет прекращен прием обращений граждан — нуждающийся в этом человек должен уже идти в МВД.

Также в мае появилась информация от имени бывшего директора службы, что расформирование ФСКН произошло ошибочно, по инициативе лиц, которыми двигали негосударственные мотивы, но потом недавно смещенный руководитель данной организации Виктор Иванов опроверг данную информацию.

Известно, что к началу июня будет практически закончено массовое сокращение «гражданских», то есть почти каждый такой сотрудник лишится работы, в основном они представляют аппарат службы. Что будет с остальными сотрудниками пока точно неизвестно. Май принес известия, что возможный перевод спецназа службы в Нацгвардию, большинство сотрудников будет переведено во вновь созданное управление МВД.

Но точную информацию не изложит об этом даже газета «Известия», РИА или любой другой источник, так как большинство сотрудников сами не получили информации, что будет происходить дальше, ни в первый день после того, как решили упразднять орган, ни на сегодня (конец мая).

Указ президента о ликвидации ФСКН 2016

Указ Президента по ликвидации ФСКН от 5 апреля 2016 год не был большой неожиданностью разговоры об этом велись долгое время, а перед утверждение Указа Совбез РФ обсудил возможную ликвидацию ФМС и ФСКН, после чего появился данный документ и законопроект о передаче обязанностей этого органа в новое управление. Глава государства Владимир Путин также встречался с руководителями силовых ведомств, где указал, что служба будет работать самостоятельно, но в составе МВД, об увольнениях он не сказал ни слова.

Кем будет Виктор Иванов после ликвидации ФСКН?

Учитывая, что бывший замглавы администрации Путина уже много лет не в фаворе, то можно предположить, что это конец карьеры Иванова и дальше его ожидает пенсия, а не по новой Администрация Президента или другая должность. Это подтверждает то, что он российский Совбез уже с апреля вывел его со своего состава.

Что будет с сотрудниками ФСКН после ликвидации?

Скорее всего бывший федеральный орган сохранит большую часть специалистов, которые осуществляли контроль ситуации с наркотиками в России, предотвращали их оборот, продолжат свою деятельность, совершенствование навыков в той же сфере, но в МВД, чтобы наркотический, психотропный и остальной черный дурман не насытил страну.

Тем более, что Президент, правительство в течении нескольких последних лет сократили этот главный антинаркотический орган на 5 тыс. человек, то есть до необходимого минимума в котором нуждается Россия. Можно надеяться, что сокращение не коснется более 15%, как говорил сам Иванов ранее. Если учесть, что в рядах службы сейчас находиться не мало людей пенсионного возраста, то реорганизация не должна быть слишком болезненной, но из-за недостачи средств и ввиду того, что мир сегодня не спокойный, поэтому больше нужны военные, все может быть иначе.

Выплаты при ликвидации ФСКН

Как свидетельствует информация, необходимые выплаты уже начали проводить, также предоставляются положенные при увольнении льготы, об этом свидетельствует информация от уже уволенного гражданского персонала. Руководство органа утверждает, что данный правовой вопрос будет полностью урегулирован. То, что ликвидация ФСКН России в 2016 году потребовала не слишком много денег, так же, указывает, что очень больших сокращений именно тех, кто ищет наркотическое вещество, средство массово увольнять не будут.

Льготы для сотрудников ФСКН при увольнении по ликвидации

Сразу, как появилось известие об реорганизации, то был издан приказ директора службы, дававший право сотрудникам использовать максимально подходящий ему вид увольнения, а вместе с тем положенные льготы согласно законодательства, но нужно иметь ввиду, что, когда несколько лет назад силовикам серьезно повышали денежное довольствие, то происходило уменьшение льгот.

Такое изменение в политике руководства страны дает возможность получить существенные выплаты при разных видах увольнения, а с льготами не очень, много из них были отменены раньше. Поэтому сейчас предоставляются существенные возможности в сфере здравоохранения, иногда даже для их родственников, есть льготы по обеспечению жильем, но уволенным придется зарегистрироваться в соответствующих списках и надеяться, что Российская Федерация в ближайшее время опять станет богатой, так как в последнее время были уволены тысячи сотрудников МВД, сейчас та же участь ждет ФМС (миграционный орган тоже расформировывается), то есть к уже создавшимся очередям присоединится еще большое количество льготников, а строительство сейчас почти не ведется. Поэтому не надо объяснять, подсказывать, что эта очередь надолго и надо будет находить выход другим путем, не надеясь на государство.

Ещё о и

«Путин видел реальное положение дел в ФСКН»
Интервью «Русской Планете» согласился дать известный эксперт в сфере борьбы с преступностью Александр Михайлов / Эксперт в сфере борьбы с наркопреступностью рассказал о причинах ликвидации ФСКН

У Александра Михайлова множество регалий. Собеседник РП является генерал-лейтенантом полиции в запасе и генерал-майором ФСБ в отставке.


Здание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ / Фото: Артем Геодакян


В настоящее время он занимается общественной работой в президиуме организации «Офицеры России», в Совете по внешней и оборонной политике и управляет Фондом по борьбе с терроризмом и наркотиками.
Михайлов стоял у истоков создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была создана 11 марта 2003 года и упразднена 5 апреля 2016 года. Он работал в должности заместителя директора ФСКН и покинул ведомство с приходом Виктора Иванова в 2008 году. Михайлов рассказал о причинах ликвидации ведомства, трудностях, с которыми столкнулись наркополицейские, а также о том, как можно победить наркомафию.


Александр Михайлов. Фото: из его личного архива


МВД не принимает сотрудников ФСКН

В сфере борьбы с наркопреступностью сложилась не очень понятная ситуация. Согласно указу президента ФСКН распустили, однако уволенных сотрудников в структуры МВД до сих пор не перевели. Наркополицейские оказались в подвешенном состоянии. Более того, как сообщила Общественная палата, 16 тысяч бывших работников ФСКН перестали получать какие-либо деньги. При этом в ведущих СМИ об этом молчат. Что происходит? Чем можно объяснить такое пренебрежение к сотрудникам ликвидированной ФСКН?

Невозможно дать однозначную оценку ситуации. Я попробую рассказать о множестве факторов, которые привели к проблемам при приеме на службу наркополицейских. Начну с того, что ФСКН прожила короткую жизнь - всего 13 лет. Однако ее развал - это в первую очередь вина бездарной политики руководства ведомства. От осознания этого, конечно, никому не легче. Просто надо понимать, что Иванов завел ФСКН в тупик, и все вернулось на исходные позиции, на которых мы стояли до 2003 года.

Печально, что созданный за 13 лет работы ФСКН оперативный базис, скорее всего, частично будет потерян. Хотя это неизбежный и закономерный процесс, когда происходит ликвидация какого-либо ведомства. Половина сотрудников ФСКН написала рапорты об увольнении, другая половина согласилась перейти в МВД. И здесь возникли трудности, потому что Министерство внутренних дел не было готово к приему столь большого количества людей из ФСКН, тем более с ней нередко возникали серьезные конфликты.

К тому же само МВД неоднократно сокращали. Последний раз штат министерства урезали на 110 тысяч человек, и начальство было вынуждено, что называется, «резать по живому». Естественно, что после вынужденных увольнений своих людей брать чужаков руководителям не хочется. И потому сотрудники ФСКН оказались не у дел. Я оставляю за скобками тех, кто не участвовал в оперативной работе. Беда в том, что пока пропадают опытные оперативники ФСКН.

Мы недавно участвовали в заседании Общественной палаты, где присутствовали представители МВД и ФСКН. От дискуссии сложилось ощущение, что у Министерства внутренних дел нет большого желания брать в свои подразделения наркополицейских. Если говорить о регионах, то в ряде субъектов РФ на работу изначально приняли минимальное количество сотрудников ликвидированной структуры. Все это привело к провалу в оперативной работе, то есть заниматься поиском и ловлей преступников в переходный период оказалось практически некому. В этом году показатели борьбы с наркопреступностью сильно упадут.

Тем не менее не стоит воспринимать такой вывод как катастрофу: в 2003 году, когда создавалась ФСКН, была точно такая же ситуация. Затишье на антинаркотическом фронте - явление временное. МВД - структура ресурсная. Помимо собственной службы по борьбе с наркотиками, в оперативном процессе участвуют многие подразделения. А они кратно больше упраздненного ведомства.

Сейчас на поляне остался один хозяин. Главный вопрос: сколько времени пройдет, пока не будут утрясены все бюрократические и кадровые вопросы? На мой взгляд, полной интеграции наркополицейских в МВД стоит ожидать к концу года. Я уверен, что после этого прежние результаты ФСКН будут быстро достигнуты, а потом значительно улучшены.

Нельзя недооценивать возможности и профессионализм органов внутренних дел. Я анализировал статистику уголовных дел по фактам наркопреступлений. В некоторых субъектах (Москва, Петербург) 85% дел раскрывали сотрудники МВД, а в некоторых ситуация была в пользу ФСКН. Но важно понимать, что на сотруднике Министерства внутренних дел «висит» гораздо больше обязанностей. Полицейский не только выполняет свои прямые служебные обязанности, его привлекают к охране общественного порядка во время массовых мероприятий, к разного рода усилениям…

На этом фоне у сотрудников ФСКН был «льготный режим». Их практически не привлекали к мероприятиям, не связанным с борьбой с наркотиками. Так что им придется примерять на себя новую шинель, хотя в ФСКН было много выходцев из МВД. Но здесь возникает иная проблема. Все-таки ФСКН имела и некоторые в последнее время не используемые профилактические задачи. Не получится ли так, что мы продолжим «рубить хвосты», а не заниматься решением первопричин распространения наркотиков (отмечу, что это компетенция не только правоохранительных органов)?

Хотя именно профилактическая работа является ключевой проблемой, и на сегодняшний день я не вижу людей, в том числе в МВД, которые бы знали эту тему досконально. В результате ведомственных пертурбаций мы пока отошли на нулевую отметку и теперь будем заново выстраивать систему комплексной борьбы с наркопреступностью.

Вы отказываетесь называть сложившуюся хаотическую ситуацию катастрофой, и в ваших словах присутствуют нотки оптимизма. Но нет ли у вас опасений, что наркомафия воспользуется затянувшимся переходом наркополицейских в МВД? Не захлестнет ли Россию волна наркотиков, пока в Москве и на местах оформляются бумажки?

Любая структурная реформа сопряжена с потерей качества до какого-то этапа. Вопрос лишь том, в какой форме это происходит, в каких масштабах и как быстро будет наверстано упущенное. Касательно качества работы ФСКН повторю, что туда пришло множество сотрудников из МВД. Однако некоторые искали более комфортной службы, а некоторые не прошли или по каким-то причинам не захотели проходить переаттестацию. Я не хочу быть резким, но в ФСКН порой брали откровенный «мусор», и сегодня избавление от этой помойки только пойдет на пользу.

Опять же медлительность МВД объясняется, в том числе этими кадровыми проблемами, в которых, по сути, повинно руководство ФСКН. Уходить надо красиво. Также министерству необходимо пристраивать выпускников ведомственных вузов. Под них нужно держать должности и ставки. И это после сокращений! Несмотря на это, честным и профессиональным сотрудникам ФСКН должны быть выделены места. И тут мы сталкиваемся с субъективным фактором - проблемой предвзятости.

Очень часто наркополицейских не берут по различным мотивам. Например, формальными причинами отказа в приеме на службу становятся административные правонарушения - как правило, превышение скорости, случаи ДТП и прочее. И понятно, что это лишь повод. По линии организации «Офицеры России» мы пытаемся исправить ситуацию и заступаемся на уровне министра за тех, кому отказывают в службе без реальных оснований. При этом мы понимаем, что таким образом проблему, конечно же, не решить.

Надо понимать, что процесс перехода на службу в МВД для настоящих офицеров - это также вопрос чести. Если на порядочного человека начинают косо смотреть, придираться без причин, то он служить больше не будет. Один из моих знакомых, занимавший в ФСКН достаточно высокий пост, сказал, что после устройства в МВД уволится. Он решил добиться справедливости и потом самостоятельно уйти, а не ждать, пока его «съедят».

Представьте, в какой патовой ситуации оказались молодые ребята, у которых семьи, кредиты, ипотека… Их не берут в МВД, не выплачивают зарплат и пособий. Они рвутся служить, но вынуждены сидеть сложа руки, ожидая решения своей судьбы, не имея возможности на что-то повлиять. Это настоящая драма. На мой взгляд, мы наблюдаем далеко не последнюю реформу правоохранительных органов, которая будет сопровождаться кадровой перетряской. И здесь возникает неприятная ситуация в социальном да и просто человеческом плане.

Дело в том, что под сокращения в том числе попадают те сотрудники, которым осталось порой несколько месяцев до пенсии. Это совершенно негуманно. Понятно, что на рынке труда 50-летние офицеры в отставке будут никому не нужны. Мы бросаем офицеров на произвол судьбы, и потому законодатели должны продумать регулирование ситуации в случае подобного форс-мажора. Необходимо давать им возможность отслужить срок до пенсии. Поступать иначе неправильно и с политической точки зрения: преданный государству человек должен чувствовать защиту.

Меньшее из зол

Около двух лет назад в СМИ стали появляться сообщения о грядущем упразднении ФСКН. В ведомстве начались сокращения: ставки резали следователям, аналитикам и другим сотрудникам, не задействованным в оперативной работе. При этом Иванов упорно отрицал все слухи о возможной ликвидации структуры, а сокращения объяснял «оптимизацией». Есть ли у вас ощущение, что приговор ФСКН был вынесен задолго до апреля 2016 года?

Здесь есть два аспекта. Во-первых, я бы хотел заметить, что брать во внимание слухи и любую неподтвержденную информацию не всегда правильно. Когда я пришел в ФСКН, мне также говорили: «Вас скоро разгонят!». Но мы продолжали работать и, я думаю, доказали свою профпригодность. Другой момент в том, что произошло позже.

Иванов был кремлевским кадром. Он был, несомненно, «ресурсным» человеком, и, учитывая его влияние, казалось, что ведомство только обретет дополнительную динамику развития. Однако, как я полагаю, Иванов на должности главы ФСКН наделал кучу ошибок, в том числе и как бывший кадровик. Не знаю, кто ему внушил мнение, что он может заниматься политический деятельностью. Я говорю про то, что Иванов уделял повышенное внимание вопросам, далеким от реальной работы. Бесконечные поездки за рубеж, инициативы по экономическому развитию Средней Азии, конфликт с другими ведомствами, включая Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Минздрав... Это не мог не видеть Кремль.

Но самое отвратительное, что после 2008 года коренным образом изменилась внутренняя атмосфера ФСКН. Воцарившаяся морально-нравственная обстановка сделала невозможной службу для порядочных офицеров. В ФСКН возобладали чванливость и пренебрежение к коллегам (даже тем, у которых был колоссальный авторитет), а также принцип «я начальник - ты дурак». На высокие посты назначались люди с крайне сомнительной репутацией. Чем они занимались? Награды, многомиллионные субсидии…

Я, как и многие мои коллеги, ушел со службы в том самом 2008 году и с тех пор был последовательным критиком ФСКН. Потому что все перечисленные мною факторы в итоге затащили некогда эффективное ведомство в могилу. Взять хотя бы распространенную в МВД палочную систему, которая не направлена на выкорчевывание преступности как явления.

Думаю, что президент видел реальное положение дел в ФСКН. Но катализатором, скорее всего, стал возникший в России экономический кризис. Государство не в состоянии содержать такое количество оперативно-розыскного состава, особенно если правоохранители дублируют функции друг друга. Да, ликвидация ФСКН вызвала серьезные проблемы, о которых мы говорили выше. Но президент выбирал из двух зол меньшее.

Поэтому я соглашусь, что вердикт ФСКН был вынесен раньше апреля 2016 года. На этом фоне меня поражает, что ее руководство не ощущало скорого конца. До последнего момента звучали бравые заявления о том, что ведомство не будет распущено. На мой взгляд, глава ФСКН забыл, что такие решения принимает не он, а президент.

Ликвидировать рынок сбыта

Сложно рассматривать ситуацию в вакууме, но все-таки хочется внести ясность: наиболее эффективная борьба с наркотиками должна осуществляться с помощью какой-либо отдельной компактной структуры или же усилиями громоздкого ведомства наподобие МВД? Ведь на муниципальном уровне местные правоохранители нередко сращиваются с криминалом и теми же наркодельцами, покрывая притоны. В этом плане ФСКН воспринималась как относительно «чистое» ведомство, которое вступало в конфликты с погрязшими в коррупции сотрудниками МВД.

На бумаге можно красиво расписать любую схему уничтожения наркопреступности. Но то, что будет происходить на самом деле, предсказать практически невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться теми ресурсами, которые находятся под руками. Сейчас в составе МВД чуть менее миллиона человек, и половина из них может принимать в разных долях участие в борьбе с наркопреступностью. Это те же оперативные службы, участковые, сотрудники ППС, инспекторы, сотрудники уголовного розыска и даже специалисты по делам несовершеннолетних.

Около 400 тысяч полицейских могут включиться в эту работу (если все будет грамотно организовано). И представьте, что против этой армии была лишь 30-тысячная группа (имеется в виду штат ФСКН до расформирования. - РП), в которой менее 20% занималось конкретной работой по борьбе с наркотиками (оперативный состав ФСКН. - РП). Это же несопоставимые величины!

Но для этого новый главк должен «нарезать» каждому подразделению на земле задачи, включить в план отчета соответствующие графы и спрашивать за них. В той или иной степени этим, думаю, будут заниматься. И совокупные результаты их работы значительно превзойдут показатели ФСКН.

Тем не менее и это не будет идеально работающей системой. Важно не забывать про главный принцип выкорчевывания наркопреступности: главные усилия должны быть направлены на снижение спроса на различные виды дурмана, у дилеров не должно быть рынка сбыта! До 2008 года мы пытались выстроить подобную работу, искали контакты, запускали проекты с привлечением молодежи.

Сейчас политикой противодействия распространению наркотиков занимается Государственный антинаркотический комитет (ГАК) под председательством министра МВД Владимира Колокольцева. В него также входят главы всех силовых ведомств. Однако в связи с роспуском ФСКН возникает вопрос: стоит ли наконец выводить профилактику потребления наркотиков на первый план? По-хорошему, конечно, стоит. Но кто этим конкретно будет заниматься?

У министра внутренних дел море проблем. И назначение его на должность председателя ГАК… Но решения комитета носят рекомендательный характер. Наиболее оптимальное решение было бы, если бы председателем ГАК стал вице-премьер, у которого есть полномочия, возможности, влияние, в том числе и на силовой блок. Важно понимать, что профилактика потребления наркотиков носит не столько уголовный, сколько социально-политический и культурный характер.

К примеру, один из способов профилактики - это активное вовлечение молодежи в позитивные занятия: спорт, искусство… Это инструмент поднятия давления. Чем выше давление изнутри, тем меньше негатива проникнет в среду молодежи. Снизим спрос - снизится и предложение (при условии активной борьбы). Необходимо укреплять наркологические службы, расширять их права, улучшать оснащение кабинетов, принять на работу дополнительные профессиональные кадры. Именно это является ключевым звеном борьбы с наркопреступностью. Если его поставят во главу угла - ситуация будет меняться на глазах. Невозможно полностью очистить наши города от наркотиков, реально лишь минимизировать спрос, изменив отношение к потреблению не только наркотиков, но и алкоголя. И здесь необходимы не только усилия полицейских, но и в первую очередь других сопричастных структур.

Лично я не испытываю большой радости от того, что каждый год нам рассказывают, как оперативники изъяли немыслимое количество тонн дурмана или ликвидировали такие-то бандгруппы. Да, нужно ловить преступников, но такие новости свидетельствуют о том, что у криминала есть питательная почва, и ситуация не улучшается…

В продолжение темы борьбы с первопричинами хочется отметить порочность палочной системы, которая господствует в МВД и перекочевала оттуда в ФСКН. К сожалению, полицейские заняты выполнением показателей и строят всю работу на этом. Эксперты и журналисты очень мало говорят на эту тему. Но ведь корень зла порой именно в палочной системе. К чему она приводит? Например, сотрудники ФСКН выполняли планы по «закрытию» наркодилеров и притонов, но не имели возможности дотянуться до тех, кто наверху мафиозной структуры.

За решетку часто попадали и, наверное, продолжают попадать слабохарактерные парни, которым иногда даже нет 20. Они первый раз оступились в жизни, решив получить легкие деньги, но наша система не дает шанса на ошибку и жестко карает за сбыт, смешно сказать, коробка марихуаны. При этом наркобароны, получающие миллионы, а может быть, и миллиарды, чувствуют себя спокойно, понимая, что палочная система не предполагает выделения ресурсов на то, чтобы посадить их в тюрьму. Есть ли надежда, что эта работа все-таки начнется?

Такие задачи - это прежде всего компетенция руководства управлений правоохранительных органов, и они могут выполняться даже при палочной системе, которая на первый взгляд не предполагает погоню за качеством. Я приведу пример Чечни. Рамзан Кадыров однажды заявил: «Не рассказывайте мне, сколько вы изъяли наркотиков. Не надо этим хвалиться! У нас в республике их быть вообще не должно!». И это совершенно правильный подход.

Результат оперативной деятельности - это отсутствие наркотиков. Уже давно сложилась идиотская ситуация, при которой наркополицейские обязаны отчитываться за изъятие. При этом регион действительно может быть «чистым». Но нет пресловутого АППГ (аналогичный период прошлого года). Снизились показатели - наказали. В итоге полицейские «затаскивают» к себе в город партию дурмана, потом «накрывают» ее и докладывают об «успехах». То есть ради показателей оперативники буквально затаскивали груз домой.

Вот такие вещи нужно полностью исключать из оперативной работы! Хотя перекрытие каналов внешних поставок сегодня не решит всей проблемы, потому что активизируется производство наркотиков на местах: начиная от выращивания конопли на садовых участках и заканчивая мини-лабораториями по производству синтетических препаратов.

Кажется, что это замкнутый круг, но это не так. Ситуация с наркотиками обязательно выправится, если полицейские перестанут спекулировать показателями, а социальные и медицинские институты будут заниматься профилактикой употребления наркотиков, пропагандировать как норму здоровый образ жизни. И, наконец, в России исчезнет культ получения удовольствия от уколов и таблеток.

Источник РБК, близкий к руководству ФМС, ранее подчеркивал, что возражать будет и глава ФМС Константин Ромодановский. Собеседник РБК в Кремле отмечал, что никаких решений не принято.

Позднее в Кремле . Один из собеседников РБК в силовых структурах уточнял, что Путин поручил Совету безопасности дополнительно проработать предложение по упразднению ФМС. При этом, говорил источник, в СовбезеРомодановский может рассчитывать на поддержку своего сослуживца по управлению собственной безопасности ФСБ — нынешнего директора ФСКН Виктора Иванова, а также постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова.

31 марта 2016 года о том, что Путин с Совбезом обсудит вопрос упразднения ФМС, . Собеседники издания рассказывали, что вопрос ликвидации ведомства был передан на доработку в Совбез в феврале 2016 года и на заседании может быть объявлено о его решении. Близкий к руководству ФМС источник сообщал, что основные функции ведомства могут передать ФСБ или МВД. Также он говорил, что предлагается установить для этих преобразований трехлетний переходный период. Собеседник отмечал, что главной причиной затеваемой реформы является необходимость экономии бюджетных средств.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

В компетенцию ФМС входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. «ФМС исчерпала себя и упала, как созревшее яблоко, в объятия МВД», — рассказал Поставнин.

Статс-секретарь, первый заместитель руководителя ФМС Екатерина Егорова в разговоре с РБК уточнила, что решение о слиянии ведомств было предсказуемо, поскольку вопрос обсуждался в течение некоторого времени. Егорова заметила, что обсуждать технические детали слияния можно будет после публикации указа президента, который станет «отправной точкой для организации работы».

Тогда же можно будет говорить о том, произойдут ли сокращения сотрудников ФМС, подчеркнула Егорова. Основное направление слияния, по ее словам, задаст министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а детали будут решаться на рабочем уровне. Судьбу нынешнего главы ФМС Константина Ромодановского будет решать Владимир Путин, уверена Егорова.

Судьба ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД также обсуждался больше года. Как РБК со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. Бывший заместитель руководителя администрации президента, Иванов долгое время старался отстоять право на существование службы, пытаясь расширить сферу влияния ведомства и расширить специфику работы.

В частности, последние годы ФСКН хотела монополизировать сферу реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Ведомство настаивало на выделении средств для реализации программы по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Программа предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров, которые, как планировалось, будут иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Владимира Путина.

До создания в 2003 году ФСКН борьба с наркотиками находилась в ведении МВД. Этим занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

Бывших руководителей ФСКН и ФМС оставили без работы. После того, как эти службы присоединили к Министерству внутренних дел, наркотики и миграцию будут курировать действующие замминистра Владимира Колокольцева. Об этом заявили в пресс-службе ведомства. Виктор Иванов и Константин Ромодановский назначений в МВД не получили. Владимир Путин во вторник своими указами упразднил Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу. Одной из причин называлось то, что эти структуры дублируют полномочия МВД. Предстоит сокращение кадров, и прежним руководителям было бы сложнее увольнять подчиненных, считает директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

«Предстоит тяжелая работа по объединению бывших наркоконтролеров с отделами по борьбе с наркотиками в системе МВД, и сокращение там предстоит взаимное. То же самое коснется и системы Федеральной миграционной службы, видимо, у нас будущая миграционная служба будет более репрессивная и будет в первую очередь направлена на ограничение миграции, поэтому тоже предстоит кадровая чистка. Сама тенденция положительная, потому что когда структуры друг друга параллелят, а бюджетных денег не хватает, основные средства уходят на кадры, это вызывает большие вопросы», — пояснил «Коммерсантъ FM» Смирнов.

Теперь в МВД будут созданы Главное управление по вопросам миграции и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков. Курировать миграционные вопросы будет первый замглавы министерства Александр Горовой. Константин Ромодановский возглавлял ФМС с 2005 года. В этой должности он не достиг особых успехов, считает начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов.

«Несмотря на миграционный кризис, с которым столкнулись и Россия, и Европа, он продолжал отстаивать необходимость, даже экономическую, демографическую целесообразность миграции, что вообще является должностным преступлением. Будет ли работать миграционное подразделение лучше — я хотел бы на это надеяться. У нас президент недавно высказался, что мы должны учесть этот вызов, закрыть все дырки, как законодательные, так и географические — я напомню, у нас граница с Казахстаном очень слабо контролируется, и это не единственное уязвимое место», — подчеркнул Белобородов.

Виктор Иванов руководил ФСКН с 2008 года. В МВД теперь его полномочия будет исполнять замминистра Михаил Ваничкин. Ему было поручено возглавить антинаркотическое подразделение ведомства. В конце марта в СМИ появились сообщения о том, что в международный розыск объявили замдиректора Госнаркоконтроля Николая Аулова по подозрению в причастности к организованной преступности. Это сыграло не в пользу бывшего главы ФСКН, считает президент cоюза общественных организаций «Россия без наркотиков» Владимир Иванов.

«То, что Испания выдала в Интерпол запрос на арест его заместителя, это уже просто позор для страны. Несмотря на то, что Иванов, по прессе, в дружбе с президентом, Иванов – кадровик. Как кадровик мог допустить торговлю наркотиками через своего зама? К сожалению, государственная структура под борьбой с наркотиками понимает своеобразную ситуацию — правой рукой отнимать наркотики, а левой рукой их продавать. Что же касается необходимой работы — так это в первую очередь профилактика, а ни одного специалиста просто на дух нет. Милиция есть милиция, будут задерживать», — отметил Иванов.

Согласно указу президента, сотрудников ФМС и ФСКН примут на работу в МВД, но численность штата миграционной службы сократят на 30%.